Что может противопоставить музей увлекательному шопингу, голливудскому
кино и развлечениям в суперсовременном мегамолле? Ответ на этот далеко
не риторический вопрос дает английский неологизм "сайенстейнмент”
-гибрид слов science ("наука”) и entertainment ("развлечение”) или
другой неологизм «эдьютеймент» - гибрид слов education ("образование”) и
entertaiment ("развлечения”). Современный музей, планетарий или
океанариум (дать ссылки на соответсвующие страницы продуктов) и т.д.—
назовем его лучше научно-развлекательным и образовательным
центром—должен успешно конкурировать за свободное время с Голливудом и
другими развлечениями. Иначе его может постичь судьба, например недавно
разрушенного планетария г. Йошкар-Ола, Мари-Эл, который был снесен для
того, что бы на его месте построить торгово-развлекательный центр.
Современный музей должен уметь, так «материализовать» и так «упаковать»
свою деятельность, что бы на равных бороться за внимание посетителей, и в
этом на помощь приходят технологии виртуальной реальности.
При этом, на западе очень хорошо поставлен музейный менеджмент, который
позволяет даже давать прибыль от эксплуатации музеев, планетариев,
океанариумов и т.д. Что достигается за счет грамотного управления
сопутствующими бизнесами (кафе, бар, игровые комнаты, организация
праздников и продажа сувениров и т.д.) Таким образом, . фактически
музей, на языке девелоперов превращается в «якорный» объект, такого
научно – образовательно - развлекательного центра.
Создание и демонстрация виртуальных культурных памятников, исторические
реконструкции, интерактивные экспонаты, воссоздание уже утерянных
объектов и предметов дает возможность перейти на качественно новый
уровень сохранения и передачи потомкам культурного наследия. В мире
сейчас идет большая работа по созданию виртуального культурного наследия
для систем виртуальной реальности, которая к примеру в перспективе даст
возможность разместить все музеи, памятники в одном центре виртуальной
реальности. Уже сейчас созданы Виртуальный Рим, Виртуальный Карфаген и
т.д., демонстрация которых на системах виртуальной реальности переносит
нас на тысячи лет назад.
Примеров использования технологий виртуальной реальности для музеев,
планетариев и др. научно-образовательных экспозиций, чрезвычайно много.
Например в Китае существует Виртуальный дворец императора. В силу того, что
дворец находится в обветшалом состоянии, он не может принимать туристов
желающих его осмотреть. Такую возможно предоставляет театр виртуальной
реальности, в котором есть полноразмерный виртуальный мир данного дворца
и туристы могут практически с 100% реалистичностью путешествовать по
дворцу.